ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие
Импрессионизм

ТЁРНЕР Джозеф Мэллорд Уильям (1775-1851) — английский живописец, рисовальщик, гравер, мастер романтического пейзажа, оказавший влияние на формирование импрессионистического направления.

Родился в семье цирюльника. Брал уроки живописи у Т. Молтона (ок. 1789), учился в Королевской Академии в Лондоне (1789-1793). В 1802 г. стал академиком, а в 1809 г. профессором в академических классах. Совершал многочисленные поездки по Англии и Уэльсу, путешествовал во Францию и Швейцарию (1802), Голландию, Бельгию и Германию (1817), Италию (1819, 1828). Творческая манера сложилась в основном под влиянием К. Лоррена, Р. Уилсона и голландских маринистов.

Именно живопись голландских мастеров подсказала Тёрнеру сюжет одной из ранних работ «Мол в Кале» (1802-1803, Национальная галерея, Лондон), изображающей разыгравшуюся природную стихию и противостоящих ей людей. В отличие от гладкой и ровной живописи голландцев картина Дж. Тёрнера представляет собой пример свободного использования разнообразных художественных приемов и необычайную широту колористической палитры: от чистых голубых, красных, белых цветов до сложных оттенков свинцово-серых и коричневых тонов. Тот же напряженный драматизм характерен и для написанного в 1805 г. «Кораблекрушения» (Галерея Тейт, Лондон), уже полностью пронизанного духом романтизма. Величие и грандиозный масштаб происходящего подчеркнуты резким цветовым контрастом темного и светлого, холодного (изумрудные отливы темного моря) и горячего (красные и желтые пятна, изображающие человеческие фигуры).

«Пожар Парламента». 1834-1835 гг.

Дж. Тёрнер очень редко пользовался этюдами, написанными с натуры, обычно он ограничивался карандашными набросками и записями своих впечатлений. Так на основании записей и зарисовок были созданы его швейцарские акварели (1800-е).

В содержании пейзажей Дж. Тёрнера всегда присутствует элемент борьбы как неотъемлемой части жизни. Даже в тех случаях, когда он воспроизводит природу в моменты тишины и покоя, он создает величественное полотно, отражающее полное торжество стихии света или тьмы («Морозное утро», 1813, Галерея Тейт, Лондон).

Новаторское для своего времени мироощущение Дж. Тёрнер старался спрятать за изображением условных классицистических пейзажей, служащих фоном для некоторых его картин на мифологические и исторические темы («Ганнибал, пересекающий Альпы в метель», 1819, Галерея Тейт, Лондон; «Улисс и Полифем», 1828-1829, Национальная галерея, Лондон).

Зрелые работы, написанные Тёрнером в 1820-1840-е гг., отмечены использованием необычайно богатой цветовой гаммы («Последний рейс корабля «Отважный», 1838, Национальная галерея, Лондон). Буйством красок отличаются даже самые темные полотна этого периода, такие как «Вечерняя звезда» (1840, Национальная галерея, Лондон) и «Похороны Уилки на корабле» (1842, Галерея Тейт, Лондон).

С середины 1840-х гг. Дж. Тёрнер переживает творческий кризис, выразившийся в утрате драматического напряжения и цветовых контрастов. Используя акварель, он пишет венецианские ландшафты и тихие швейцарские городки, в изображении которых исчезает различие тона по светосиле, появляются размытые формы и не гармонирующие друг с другом цвета. Его взгляд утрачивает зоркость пристального наблюдателя, а пейзажи начинают напоминать ускользающие миражи («Дождь, пар и скорость», 1844, Национальная галерея, Лондон).

Импрессионисты высоко ценили творчество Дж. Тёрнера, проявляя особый интерес к его светотеневым эффектам, богатству цветовых рефлексов в написании белого, мотивам снежной погоды и моря, хотя сам тип «пейзажа-катастрофы», характерный для большинства его работ, оставался им чужд.

• Литература:

Некрасова Е. А. Тёрнер. М., 1976.

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz